Бочкарева М.В."Учитель - первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника. Он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию", - писал Василий Александрович Сухомлинский. Такими светочами стали для меня учителя Школы 28 имени Октябрьской революции города Кирове (сейчас это Лицей информационных технологий). Остались самые теплые воспоминания о моей школьной жизни...

Я не помню, чтобы наши учителя мотивировали нас именно на получение педагогической профессии. Они хотели, чтобы мы стали зрелыми и ответственными людьми. Свой выбор я сделала рано, потому что всегда хотела быть похожей них. Не удалось вернуться в родную школу. Много лет я преподаю в Кировском педагогическом колледже и очень часто привожу в пример своих мудрых наставников. Моя преподавательская система построена и из элементов их опыта. И я рада, что в нынешнем Линтехе работают и выпускники Кировского педагогического колледжа. Ведь "в росте посеянных семян - вся гордость учителя" (Д.И. Менделеев).

"Учитель- первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника. Он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию", - писал Василий Александрович Сухомлинский. Такими светочами стали для меня учителя школы №28 имени Октябрьской революции города Кирове (сейчас это лицей информационных технологий). Остались самые теплые воспоминания о моей школьной жизни.

До появления "педагогики сотрудничества" и яркого созвездия новаторов было еще долгих 10 лет, а в нашей школе уже тогда сложился особый уклад жизни - напряженной учебы и насыщенной событиями внеурочной деятельности: уроки, факультативы, экскурсии на ведущие предприятия города, еженедельный выход на работу в цех завода "Искож", дежурства по школе, сбор макулатуры и металлолома, поездки на сбор картошки, торжественные линейки, возложение венков 9 Мая и 22 апреля (день рождения В.И.Ленина), участие в смотре строя и песни, игре "Зарница",выходы на демонстрации 7 Ноября и 1 Мая, походы в любимый театр юного зрителя на премьерные спектакли, встречи с артистами, учеными, людьми разных профессий, лучшими выпускниками школы, школьные и классные вечера, диспуты, газеты, выходы на природу с классом, субботники, посадка деревьев на территории строящегося Дворца пионеров (Дворец творчества-Мемориал) ... Всего не перечислить. Учащиеся и взрослые были объединены общей атмосферой гуманных отношений, богатыми традициями школы, романтизмом, юмором, напряженным ритмом, упорядоченностью, творчеством. В ученической среде было развито межгрупповое общение, связанное с разнообразной внеурочной деятельностью.Всегда с огромной теплотой вспоминаю директоров (за время моей учебы их было двое - Каган Борис Владимирович и Бызова Елизавета Георгиевна) и своих учителей: интеллигентных, красивых, всегда стильно одетых в деловые костюмы, самоотверженных, знающих, требовательных, но справедливых.

Строгий, волевой Борис Владимирович, посещая уроки наших педагогов, садился на свободное место за любой партой рядом с учеником и внимательно наблюдал не только за ведением урока учителем, но и за нами.Я запомнила его теплое рукопожатие и подаренную за хорошую учебу книгу в конце года на линейке.

Наш классный руководитель Тамара Александровна Шишкина - учитель химии. Вместе с мужем, профессором химии Кировского педагогического института, они вернулись из длительной командировки в Африку. Запомнился на классном часе рассказ Тамары Александровны о тяжелой жизни детей в Гвинее.Мы знали, что супруги встретились еще в детском доме, оба потеряли родителей во время Великой Отечественной войны. Тамара Александровна начала знакомиться с классом и родителями с посещения семей. Она приходила не по одному разу к каждому и всегда без предупреждения: "Я проходила мимо и решила заглянуть", -говорила она. Знала о семьях, о нас многое, но никогда и ни при каких обстоятельствах не выдавала никаких наших секретов и тайн. Она сурово отчитывала провинившихся, вызывала родителей, но в ее строгости всегда чувствовалось искреннее сопереживание, уважение и вера. Если мы начинали отставать по химии, получать тройки и двойки, назначала всему классу дополнительные нулевые уроки, которые начинались в 7.30 утра. А когда болела, уроки у нас вел ее муж, профессор. Я со своей одноклассницей Мариной носила в больницу Тамаре Александровне пачки тетрадей с проверочными и контрольными. Ни один ее урок не пропал...Она создавала в классе атмосферу взаимоуважения, единства, комфортного нравственного климата, исключающего отчуждение. Это был настоящий личностный подход.

Учитель литературы и русского языка Вера Иосифовна Голохвастова вела нас с 5 по 10 класс. Педагогические технологии наставничества, контроля, формирования устойчивого интереса к чтению действовали у нее уже тогда и очень четко. Каждого моего одноклассника - пятиклашку она прикрепила к девятикласснику. Мы приходили в школу за полчаса, встречались в коридоре четвертого этажа со своими шефами, которые проверяли выполненные упражнения, выученные стихотворения, записи в читательском дневнике. Как приятно было пройти по коридору "под ручку" со своим "взрослым" шефом Людмилой и в оставшиеся пять минут до урока поговорить по душам. Вера Иосифовна всегда успевала проверять все наши домашние задания. В тонкой тетради учителя,в таблицах, красными чернилами велся строгий учет выполненных заданий. Оценки за сочинения, изложения и диктанты мы узнавали уже на следующий день и усердно корпели в работе над ошибками. На ее уроках нужно было активно работать: участвовать в диалоге, а значит читать, писать отзывы и рецензии,ходить в библиотеку и готовить сообщения на заданную тему. К редким нарушителям дисциплины без называния их имен мгновенно находились сравнения и афоризмы из Фонвизина, Грибоедова, Крылова. Через образы героев литературных произведений она вкладывала в наш растущий разум основополагающие, базовые нравственные ценности, что такое добро и зло, где лежит граница между светом и тьмой.Уроки Веры Иосифовны были моими самыми любимыми.

Августа Николаевна Сырчина, учитель математики. Педагог, который уже тогда очень тактично и успешно практиковала дифференцированный подход, терпеливо создавала интеллектуальный фон класса.Уровневые задания по карточкам, по выбору учащегося. Весь урок шла напряженная работа за партами и еще несколько человек решали задания у доски. Августа Николаевна никогда не повышала голос, обращалась только на "Вы". Она рано приходила в школу для того, чтобы дополнительно позаниматься с теми, кому не понятен материал, у кого не получилось решить дома задание, но с одним условием: принести с собой все варианты решения.

Петр Павлович Солодилов - требовательный учитель физики. Строгий, всегда серьезный, онвел общение с учащимися только по содержанию материала. Он подхватил нас в 8 классе, кажется. Пришлось наверстывать упущенную теорию, терпеливо учить параграфы, разбираться и решать все задачи. Запомнились лабораторные и практические работы по физике, которые мы выполняли в парах, переходя на каждом уроке на следующую парту, где было установлено другое оборудование и нас ждала уже другая тема.Вот она, технология обучения в сотрудничестве...

Римма Николаевна Гагулина, учитель истории и обществознания, учила нас выделять причинно-следственные связи, делать выводы, работать с картами. На доске для лучшего понимания материала Римма Николаевна всегда составляла схемы. С ней мы ездили в Пермь на весенних каникулах и за короткую поездку успели побывать в Кунгуре, цирке, картинной галерее, театре и в пермских вузах.Общаясь с нами, она придавала особое значение созданию богатой духовной жизни учащихся и товарищески дружеской среды в классе.

Надежда Федоровна Шастина, учитель технологии (а у нас тогда этот предмет назывался домоводством) учила нас этикету, приготовлению простых блюд, шитьююбок и платьев. Я щеголяла в скроенном Надеждой Федоровной, но в сшитом самой платье все лето.

Учителя физической культуры: Вячеслав Алексеевич Варавва, Василий Михайлович Хохлов, Клара Алексеевна Ботева -уверенно вели занятия в зале, в Александровском парке, на Набережной Грина (бег на 60, 100, 300 метров, лыжи, прыжки через коня, лазание по канату, подтягивания). За хорошую оценку нужно было усердно поработать физически.

Зубарев Михаил Кузьмич, офицер в отставке, обладавший большим жизненным опытом, трудовыми навыками, вел уроки начальной военной подготовки. Про себя мы называли его "Кузьмич". На уроках Михаила Кузьмича мы научились быстро строиться и перестраиваться по командам, собиратьи разбирать автомат, оказывать первую медицинскую помощь, стрелять по мишеням в подвале школы.

У Марионеллы Владимировны Петровойя постигала основы биологической науки, у Татьяны Алексеевны Норкиной и ЭммыНиколаевны Смоленцевой - английского языка. Людмила Васильевна Городилова провела в нашем классе только один урок вместо заболевшего учителя. Но этот вводный урок по "Войне и миру" Л.Н. Толстого я запомнила на всю жизнь: поразил глубокий анализ текста, речь шла о гостях салона светской львицы Анны Павловны Шерер.

Я не помню, чтобы наши учителя мотивировали нас именно на получение педагогической профессии.Они хотели, чтобы мы стали зрелыми и ответственными людьми. Свой выбор я сделала рано, потому что всегда хотела быть похожей них. Не удалось вернуться в родную школу. Много лет я преподаю в Кировском педагогическом колледже и очень часто привожу в пример своих мудрых наставников. Моя преподавательская система построена и из элементов их опыта. И я рада, что в нынешнем Линтехе работают и выпускники Кировского педагогического колледжа. Ведь "в росте посеянных семян - вся гордость учителя" (Д.И. Менделеев).

Бочкарева М.В., заместитель директора по научно-методической работе КОГПОБУ «Кировский педагогический колледж», кандидат педагогических наук